Формирование поведения собаки


Поведение взрослых собак - это результат взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды. Если трудно понять наследование физических признаков, то наследование поведения еще более сложный фактор. Поведение относится к изменяемым признакам, а характерные особенности поведения неразрывно связаны с воздействием окружающей среды. С момента рождения, даже и раньше, как предполагают некоторые исследователи, каждое животное подвергается внешним воздействиям, которые влияют на его развитие.

Для совместного существования человека и собаки очень важным является социализация собаки. Под этим понимают способность собак существовать в обществе (стае собак). В противоположность кошке, собака обладает очень ярко выраженным социальным поведением, она благополучно чувствует себя в стае собак. Как и другие формы поведения, социальное поведение взрослой собаки основывается не только на унаследованных способностях, но и на воздействиях, оказывающих влияние на процесс развития.

Процесс развития от щенка до взрослой собаки протекает непрерывно. То же в развитии форм поведения. Собаки в процессе своего социального и поведенческого развития проходят определенные периоды, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание этих критических периодов развития у собак помогает лучше понимать их поведение.

Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту. Чаще всего это просто отговорка, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери.

Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев, поведение можно объяснить воздействием окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству. Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, собака, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае "люди -собаки", она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению.

Часто встречаются собаки с проблемами поведения, коренной причиной которых было невежество заводчиков. Так например, если собаку держали в питомнике до достижения ею возраста четырнадцати недель или больше а в дальнейшем собаку продадут для домашнего содержания, она окажется таким животным, которое вряд ли захочется держать. Такие собаки не в состоянии справляться со стрессовыми ситуациями и не могут по-настоящему найти свое место рядом с людьми. Эти собаки пропускают жизненно важный период социализации в человеческом обществе, их "страсть на всю жизнь" - другие собаки. Они уже слишком приспособлены к жизни среди собак и недостаточно подготовлены к жизни среди людей.

В то же время отлучая щенка от суки в первые восемь недель жизни щенка, в большинстве случаев, человек допускает ошибки при воспитании собаки, которые позднее становятся в большей или меньшей степени заметными и могут привести к нарушениям в поведении. "Разногласия" могут возникнуть потому, что человек и собака обладают совершенно различными структурами выражения эмоций: человек показывает зубы, выражая радость; собака скалит зубы, выражая агрессию.

Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель щенки развиваются с огромной скоростью - настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на примерах.

Фаза новорожденного

Неонатальный период развития (от 0 до 13 дней)

Первые часы жизни являются решающими для развития щенков. Решающим является то, как быстро щенки отыщут источник материнского молока, как основательно они это сделают, в состоянии ли они найти сосок, держать сосок и сосать. Непосредственно после рождения по этим признакам можно определить жизненную силу, биотонус. Новорожденный щенок обладает инстинктом сосания. При этом передними лапами щенок осуществляет "молочный шаг", одновременно отталкиваясь задними лапами. Оба движения способствуют массажу сосков и выработке молока. Под "молочным шагом" понимают ритмичные движения передних лап около сосков суки. От "молочного шага" щенок позднее переходит к поднятию и подаче лапы, как проявлению покорности. Только щенки с хорошим биотонусом должны рассматриваться как селекционные для улучшения плодовитости и получения хороших результатов разведения. Различный вес при рождении у здоровых щенков выравнивается через несколько дней. Считается, что щенки, которые быстро находят молочные железы и соски, имеют хорошую мочку носа, т.к. поиск источника молока, в первую очередь, связан с обонянием. Влияние окружающей среды на более позднее поведение очень незначительно, т.к. животные полностью находятся под присмотром суки. Если в этот период записать токи действия головного мозга на электроэнцефалограмму, окажется, что, как и в переходный период не существует никакой разницы между показаниями в состоянии сна и состоянии бодрствования.

В этой фазе движения щенка проявляются в качании головы и ползании по кругу. При качании головы мать-сука обращает внимание на щенков. Кругообразные движения щенков препятствуют значительному удалению щенка от логова. Автоматически он возвращается на свое место. Мать-сука приносит своего щенка назад в конуру, беря его осторожно зубами за загривок. Моче- и каловыделение происходит рефлекторно при лизании сукой анальной области. Несмотря на то, что слух еще не развит (уши еще закрыты), щенки громко скулят, если они голодны или им холодно. Так они посылают сигналы для возбуждения материнской заботливости. Веки тоже еще закрыты.

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи.

Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать.

Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.


Фаза адаптации

Период исследования окружающей среды (от 14 до 49 дней)

На третьей недели жизни пробуждается зрение и слух. После открытия глазных щелей на 10 - 15-ый день появляется слабое зрение, которое постоянно развивается. До 21-го дня способность к слуховому восприятию выражена незначительно. К концу этого периода щенок реагирует на шум подергиванием. По истечении третьей недели щенок может стоять, ходить и принимать кашеобразную пищу. До конца третей недели жизни существует только связь между щенком и матерью-сукой, но не между отдельными щенками. Когда щенки могут покинуть вольер, наступает период адаптации к окружающей среде. Некоторые ученые характеризуют этот период как стадию взрыва, т.к. в этот период, в некоторой степени, происходит первое столкновение с жизнью. Проявляются взаимоотношения не только с матерью-сукой, но и с братьями, сестрами, а также людьми. Этот период следует рассматривать как начало чувствительной или выразительной фазы.

Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли. Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.
Установление отношений с братьями, сестрами является базой для позднейшей организации взаимоотношений в группе взрослых собак и далее - взаимоотношений: человек - собака - группа собак. Щенки в этот период крайне чувствительны, и уже в состоянии формировать условные рефлексы, а, следовательно, обучаться. Неправильный или недостаточный процесс выражения и сильные переживания, имеющие место в этот период, могут иметь глубокие последствия для последующих взаимоотношений собаки с окружающей средой. Понятие "адаптация к окружающей среде" введено Конрадом Лоренцом при исследовании поведения собаки. Под ним понимается краткое обучение в чувствительной или критической фазе, причем, процесс адаптации к окружающей среде необратим. Нормальным является приспособление к матери-животному или человеку и следование за ним.

У собак адаптация к окружающей среде происходит не только через зрение, для этого необходимы еще обонятельный, телесный, оптический и акустический контакты. При этом наибольшее значение должны иметь обонятельный и телесный контакты. Это обязательно следует учитывать при выращивании щенков. Прежние исследования, проводимые на собаках, показали, что в период адаптации к окружающей среде щенки нуждаются в тесном контакте с людьми, чтобы можно было рассматривать их позднее как "товарищей по виду". Возможности смотреть на людей при этом недостаточно. В первую очередь, должны быть обонятельные и телесные контакты. Щенок должен обонять и чувствовать человека, чтобы адаптироваться к нему. Частота и продолжительность подобных контактов обуславливает то, насколько велика будет коммуникабельность собаки. Если щенок знакомится только с одним человеком, например, заводчиком, то у него постоянный страх перед чужими. Чем больше чужих щенок узнает в фазе адаптации, чем с большим количеством людей он вступит в физический и оптический контакт, чем больше людей он понюхает, тем общительнее он будет позднее с людьми. В отношении силы этого действия также играет роль предрасположенность. Иначе говоря, человек в этот период должен много заниматься со щенком, много с ним играть. Таким образом у собаки повышается радость от контакта. Она легче привыкает к чужому окружению, и в последующем лучше дрессируется. Привыкание происходит также легко, потому что щенки до 8-ой недели жизни при появлении человека бегут или ползут к нему, выражают положительные эмоции сближения. На следующей стадии развития, после 8-й недели, преимущественно наблюдается избегание или тенденция убегать, особенно, если чужой входит в помещение или питомник.

Все, что сказано до этого, объясняет проблематичность содержания больших питомников. Конечно, владелец нескольких племенных сук не может уделить достаточно внимания щенкам. Он пренебрегает проблемой адаптации к людям. Это уже достаточно основательная причина, чтобы ограничивать число сук на питомник.

На основе упомянутых фактов, не нужно совершать ошибку, сокращая контакт с другими людьми, чтобы не воспитать недоверчивую собаку. Радость от контакта - основа для дальнейшей дрессировки собак. Если в период адаптации человек выключен полностью или частично, то адаптация к нему не разовьется или будет неполной. Собаки в этом случае трусливы, вплоть до негативного отношения к человеку. Эта черта в значительной степени сохраняется и дальше, исправить это практически невозможно. Поэтому следует предположить, что собаки, считающиеся трусливыми, показывающие зубы от страха, стали такими из-за недостатка контакта с человеком в период адаптации. Наряду с этим, на характер собаки большое влияние оказывает также племенная сука в результате длительного контакта со щенками в первые 8 недель жизни.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе.

К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно. В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.

Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

К началу фазы на электроэнцефалограмме впервые проявляется отчетливая разница между бодрствованием и сном. На 7-ой неделе результаты электроэнцефалограммы очень похожи на результаты обследования взрослых собак.


Фаза социализации

Адаптация собаки к обществу людей (8-12 неделя жизни)

Начало этой фазы - лучшее время для отделения щенков от суки, от братьев и сестер, а также для привыкания к новому владельцу. Когда щенок попадает в свою новую семью, важно, чтобы все контакты с людьми, включая посторонних и гостей, были приятными. Это привыкание очень важно для совместной жизни человека и собаки, а также для дрессировки.

У молодняка опыт и связь с окружающей средой играют очень важную роль для определения основных установок взрослого животного, т.е. для образования характера. Незначительного (с точки зрения человека) события в этот период развития щенка иногда достаточно для фиксирования желаемых и нежелаемых свойств, например, агрессивности и страха. В это время происходит систематическое исследование окружения путем "разведки" и любопытства.

В шестинедельном возрасте щенок, в сущности, "чистый лист", за исключением некоторых приобретенных повадок. То, как реагируют щенки, показывает нам их истинный генетически обусловленный потенциал. Позднее среда, в которой они будут расти, вероятно, как-то повлияет на их темперамент, окончательно формирующийся к моменту достижения взрослого возраста (зрелости), но, правильно оценив их потенциал в шестинедельном возрасте, заводчик может затем сделать так, чтобы щенки отправились к подходящим для них хозяевам.

Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующие ситуаций.

В это время закладывается основа всей последующей жизни собаки. Под социализацией мы понимаем способность научиться жить в обществе (стае).На этой стадии щенок, который до сих пор не был ограничен в своих поступках или почти не был ограничен, уже воспитывается. При выращивании сукой и кобелем основную роль берет на себя кобель. Он показывает щенкам, что они должны делать, от чего отказываться. Таким образом, щенок начинает понимать, что такое авторитет, учится подчинению. Во время ежедневной игры кобель обучает щенка способности подчиняться. Этой игре придается большое значение для дальнейшего развития социальной совместной жизни. Воспитание щенков родителями основано на авторитетности.

Человек, включающийся в воспитание вместо кобеля и суки или заменяющий их, должен понимать, что нужно себя вести так же. Человек должен играть со щенком и показывать во время игры, что тот должен ему подчиняться. Поэтому щенка нужно приобретать вначале этой стадии и взять на себя воспитание вместо кобеля. Щенок должен вжиться в человеческую "стаю", научиться правильно себя вести. Если подражать соответствующему поведению кобеля, то подчинение достигается без дрессировки. При неправильном поведении щенка, вместо кусания за плечи, его берут за шкуру загривка и прижимают к полу или поднимают вверх. Можно видеть, как родители кусают щенка за морду, чтобы показать тому пределы его возможного поведения. Вместо укуса за морду, человек может взять одной рукой щенка за шею, а другой в это время, обхватив на короткий миг морду сверху, крепко сжать. Это наказание, причиняющее щенку боль, сопровождается резким окриком "фу!". В дальнейшем, при неправильном поведении, достаточно в качестве раздражителя только этого возгласа. Это подражание кобелю или суке дает значительно лучшие результаты, чем удары, которыми можно, чаще всего, воспитать только трусливую собаку.

Совместная игра на этой стадии должна проходить всегда весело, с удовольствием. Развитое стремление к общественным поступкам у собак во время игры можно использовать во всех направлениях. Тем самым готовится основа для дальнейшей дрессировки. Вот два примера: молодняк в этот период ищет своего хозяина, так как у него большая потребность в контакте. Если он его не видит, то водит носом в поисках хозяина. Таким образом, играя, можно подготовить собаку к поиску следа в дальнейшем. Во-вторых, каждый нормальный щенок в этот период апортирует без принуждения, потому что он хочет играть с вожаком стаи. Это также можно легко использовать как подготовку для дальнейшей "серьезной" работы.

Совместная игра дает и другие возможности. Начало и конец игры определяются вожаком стаи, более высоким по рангу. Человек твердо устанавливает, когда и как он будет играть с собакой. Если мы предоставим это решать собаке, то позднее могут возникнуть трудности при определении ранга. Интенсивность кусания при совместной игре в этом случае можно легко регулировать. Собак с повышенной предрасположенностью к кусанию в этом возрасте можно отучить, сжав на какое-то время его губы, если щенок пытается схватить за руку.

Желаемые навыки, приобретаемые во время игр, можно легко развить поощрением, а нежелаемые действия подавить наказанием. В период социализации игра, с одной стороны - функция, образующая группу, с другой стороны - опыт в том, что совместные действия веселей и эффективнее. В конце концов, это служит тому, что набирается опыт, полезный в сообществе "человек-собака". Слабость характера часто основывается на ошибках в обращении и неправильном воспитании в этот период, когда слишком много "дрессировки", основанной на принуждении. Можно развить важные врожденные признаки поведения животного, если, играя, тренировать нападение и бегство, возню с добычей и т.д. Сравнивая самые яркие свойства характера собаки в среднем возрасте с соответствующими чертами характера ее владельца, можно найти больше соответствия, если щенок попал к хозяину в начале периода социализации, чем, если он попал позже. Соответствия нет тогда, когда в сообществе "человек-собака", собака социально превосходит человека. Практика показывает, что, к сожалению, это случается часто.

Так как молодняк в будущем должен вести себя по отношению к другим собакам ровно и спокойно, то на этой стадии очень важен частый контакт с другими собаками. Если щенок в этот период не контактирует с другими собаками, то вырастает собака, которая плохо приспосабливается к другим собакам, и поэтому трудно ее содержать. Такая собака может стать или агрессивна по отношению к собакам, или труслива.

Фаза определения ранга


Период определения ранга (от 12 до 16-18 недель)

В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати- шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает. Мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцати недельного щенка.

Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в которой они живут.

Каждая собака, живущая в сообществе, занимает в своей стае определенное место. Самый высокий по рангу щенок одного возраста в группе обозначается буквой альфа (греческого алфавита), самый низкий по рангу - буквой омега (греческого алфавита). Соперничество за ранг ведется только среди животных одного возраста и порой может доходить до жестоких схваток. Взрослые собаки сразу же признаются как выше рангом. То же самое относится и к человеку, если в период адаптации и социализации он ведет себя правильно. Если же молодняк понял, что он может принимать человека как брата и сестру, т.е. как соперника по рангу, то он не признает человека как лидера. Это происходит, например, при "соперничестве" в еде: собака рычит на человека, если он приближается к миске с едой. Щенок, рангом ниже, беспрекословно оставляет еду старшему. Также другие предметы: игрушки, косточки и проч. завоевываются и охраняются как символ добычи.

Характер собаки на 13-16 неделе жизни еще пластичен, т.е. его можно формировать. Позднее признаки поведения становятся жесткими, и все дальнейшее обучение строится на созданной основе. Пластичность характера в этот период нужно обязательно использовать для того, чтобы окончательно выяснить подчиненность, если это не произошло до сих пор. Это часто не удается владельцу из-за незнания положения, или "очеловечивания" собаки. Известно, что возникают трудности, когда собака только на четвертом месяце покидает изолированно расположенный вольер, а до этого не имела возможности вступать в контакт с чужими людьми и раздражителями окружающей среды (например, шумом транспорта). Ее очень трудно приучить не пачкать в помещении. Она будет длительное время неуверенно себя вести, будет трусливой.

Само собой разумеется, и правильно, когда сразу после приобретения щенка в возрасте 8-ми недель, владелец начнет воспитание с малого, но последовательно. Сюда относится: содержание помещения в чистоте, привыкание к наморднику, ошейнику, поводку, к тому, что он некоторое время должен находиться один в помещении и к упражнениям привыкания к подчинению. Это не имеет ничего общего с последующей дрессировкой, но подготавливает к ней и облегчает ее. Нежелательные признаки, как, например, чрезмерная трусливость или агрессивность, легче всего исправить в возрасте 6-16 недель жизни путем воспитательного влияния с его последующим воздействием на поведение собаки. Вышесказанное показывает, что распространенное мнение, будто молодая собака должна "остепениться", т.к. она еще ничего не может усвоить, неправильно. Воспитание необходимо, но оно должно соответствовать возрасту животного. Если манеры уже установились, собаке трудно отвыкать, т.к. она не может понять, почему они вдруг стали нежелательными. Итак, нужно создать основу для развития способностей, на которую можно опираться при дальнейшей дрессировке.

Половое созревание

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот хороший мальчик"). Однако если хозяин понимает проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой глупой собакой!" - пойдет и сядет на этот стул и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".

То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось.

Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какую-либо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.
Инстинкт бегства

Инстинкт бегства - это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном правлении. На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию.

У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет. Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков.

Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку - а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном поводке или рулетке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.


Зрелость

Зрелость (от 1 года до 4 лет)

Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия. В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет в зависимости от породы и размеров собаки. Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. (Читатели, имеющие взрослых собак, которые уже прошли этот этап, не должны отчаиваться. Изменение положения в иерархии вполне может произойти без конфронтации.)

Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга, то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин. Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.

Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную конфронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет. Не следует думать, что собака стала агрессивной - она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии.

Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития. Наш раздел о критических периодах развития построен таким образом, чтобы научить неопытных владельцев к моменту достижения их собакой зрелости полностью понимать свою роль в стае.

 

Источник: http://urdog.ru/pub/9

Hosted by uCoz